среда, 12 мая 2010 г.

Георгий Старков: «Я был взрослым не по годам»

Дети войны... Они рано по-взрослели. Лишившись детских радостей, заме¬няли ушедших на фронт отцов и братьев на рыбацких тонях, на животноводческих фермах, сельскохозяйственных полях. Сегодня им под восемьдесят и более лет. Но память не стерла всего того, что они пережили, что повидали. Нам особенно приятно представить Георгия Васильевича Старкова - энерге-тика с 40-летним стажем. Этого человека знают, помнят и лю¬бят не только коллеги из фили¬ала ОАО «МРСК Юга» - «Астра-ханьэнерго».


Сосредоточив на Сталинград-ском направлении 6-ю полевую и 4-ю танковую армии, немецко-фашистское командование наме-ревалось стремительным ударом разгромить советские войска, за-щищавшие Сталинград. Они пы-тались овладеть им, а затем нане-сти удар вдоль Волги к югу и за-хватить район Астрахани, чтобы полностью парализовать волж-скую артерию.

С конца июля 1942 года кораб-ли Волжской флотилии, в соста¬ве которых на бензовозе «Доктор Пирогов» оказался и 14-летний выпускник ремесленного учили-ща №5 Гора (как звали его в ту пору) Старков, тралили постав-ленные авиацией противника на Волге от Астрахани до Саратова мины, организовывали противо-воздушную оборону речной ком-муникации, конвоировали кара-ваны и отдельные суда с воински-ми и народно-хозяйственными грузами.

Вспоминая те жаркие дни, ве-теран, которому по малолет¬ству даже статус юнги был не положен, говорит, что поначалу тральщиков и зенитчиков вооб¬ще не было. Русские баржи с то-пливом для танков становились хорошей мишенью для самолетов противника. Поэтому двигаться приходилось по ночам, а днем маскироваться где-нибудь в тени деревьев, причалив к берегу.

Стояло нестерпимое пекло. Разлившаяся по Волге нефть с затонувших судов горела на про-тяжении десятков километров, а дымовая завеса от этого была не-плохим укрытием для караванов с топливом. Все бы ничего, если бы не мины. Их было не просто много. Ими был усеян весь фар-ватер: донные, магнитные, кон-тактные.. . «Мне было пятнадцать лет, - говорит Георгий Василье¬вич, - когда командование фло¬тилии решило отправить меня домой. А я, будучи комсомоль¬цем, стал возражать. Написал за¬явление, что добровольно оста¬юсь на корабле. Так полагалось».

Бог хранил речной бензовоз от потерь личного состава, слов¬но точная зная, что даже такое допотопное плавсредство, как «Доктор Пирогов», принесет пользу обороне Сталинграда. За день на Волге на минах подры-валось до десятка судов с экипа-жем. Течение тянуло за собой об-ломки судов и трупы погибших солдат и моряков. Сегодня мож¬но подумать, что от мальчишки-моториста тогда мало что зави-село. Это не так. Каждый вносил свой вклад в победу над врагом. Воззвание «Все, что нужно фрон¬ту - сделаем!» было не просто ло-зунгом. Служба на флоте в то вре-мя была работой в тылу и сраже-нием на передовой одновремен¬но. Судам типа «Пирогова» при-ходилось то и дело глушить ма-шину, чтобы не стать еще одной жертвой бесконечного плавуче¬го минного поля.

Воздуха в машинном отделе¬нии старенького пароходика практически не было. Гора с на-парником напрягали слух, чтобы услышать команды капитана Мо-розова, уверенно ведшего своего «Доктора» к Сталинграду. Судно было вооружено двумя зенитны-ми пушками и пулеметами. Руле вую рубку обложили мешками с песком, чтобы защитить от раз-летающихся осколков.

Быть нужным людям - вот жиз-ненное кредо мастера семи про-фессий - Георгия Васильевича Старкова.



Пресс-служба филиала

«Астраханьэнерго»

Комментариев нет:

Отправить комментарий